заставка Дорогие друзья! Перед Вами версия 3.11 сайта. Сайт обновляется по мере возможности. Вопросы, ошибки, пожелания пожалуйста, пишите автору:seworld@narod.ru. И приходите ещё! ;-)) новостиссылкиобновленияанекдоты
Последнее обновление:    Далее >>>

Космология. Философия. Богословие.

СЛОВО О МИРЕ.

Начальный опыт космодицеи.

Будем как птицы свободны,
Будем как ветер нежны,
Будем как Солнце способны,
Сиять согревая других!

библиотекабиблиотека

Чтобы достигнуть знания, нужно исследовать сущность вещей;
поэтому, кто желает обрести истинное знание, тот должен
исследовать причины или законы вещей, которым подчиняются
все существа.
Конфуций.

Введение.

Является ли вопрос об устройстве мира - только исключительно научным вопросом и способна ли наука своими средствами справиться с проблемой объяснения мироустройства? Может ли наука удовлетворительно ответить на простые вопросы: Что было до Большого взрыва? Повторяется ли Вселенная циклически или она единственна и уникальна? Почему мир устроен так, а не иначе? Все эти вопросы космология называет "некорректными".

Бог и бессмертие - эти центральные догмы христианской религии - не находят поддержки в науке. Наука может, если пожелает, дать нашим внукам благую жизнь, наделить их знанием, самоконтролем и характерами, которые будут способствовать гармонии, а не вражде. В настоящее время наука учит наших детей убивать друг друга, потому что многие ученые приносят будущее человечества в жертву собственному мимолетному процветанию. Но этот период закончится, когда люди обретут такую же власть над своими страстями, какой они уже обладают над физическими силами внешнего мира. Тогда наконец мы завоюем нашу свободу. Бертран Рассел, Почему я не христианин, Москва, Политиздат, 1987

Впрочем, сначала необходимо обсудить общие вопросы познания. Что есть истина и можно ли ограничиться в познании её только какими-либо, пусть и удобными и очевидными частностями? Или необходимо синтезировать различные знания, какими бы они не были и какими путями они бы не были получены? Поэтому главная гносеологическая проблема - это проблема достоверности истины, потребность её доказательства. Но возможно ли это в принципе и-или возможно ли это доказательство истины исключительно научными средствами и методами? Итак, что есть истина?

На вопрос что есть истина, мы отвечаем: 1) истина есть сущее или то что есть... Мир как множественность отдельных вещей не может составлять содержание истины. Сущее 2) как истина не есть многое, а есть единое... Единое как истина не может иметь многое вне себя... Итак, истинно сущее, будучи единым вместе с тем и тем самым есть и всё, точнее содержит в себе всё, или истинно сущее есть всеединое. Таким образом полное определение истины выражается в трех предикатах: сущее, единое, всё. Истина есть сущее всеединое"
(В. С. Соловьёв "Критика отвлечённых начал")
Ещё одно определение:
""Что есть истина?" вопрошал Пилат у Истины. Он не получил ответа, - потому не получил, что вопрос его был всуе. Живой Ответ стоял пред ним, но Пилат не видел в Истине её истинности. Предположим, что Господь не только своим вопившим молчанием, но и тихими словами ответил бы Римскому Прокуратору: "Я есмь Истина". Но и тогда, опять таки, вопрошавший остался бы без ответа, потому, что не умел признать Истину за истину, не мог убедиться в подлинности её. Знание, в котором нуждался Пилат, знание, которого не хватает у человечества, это и есть знание условий достоверности"
(П. А. Флоренский "Столп и Утверждение Истины")

Прежде чем говорить о мире - нужно определить, что мы имеем в виду, произнося слово "мир". Можно представить мир как совокупность всего существующего или как множественность образов Единого или как сообщество творческих личностей. И первое, и второе, и третье (впрочем вариантов не счесть) равно соответствует тому, что мы называем миром. Собственно определение понятия "мир" и является целью данной работы и само это определение будет её результатом.

По определению В.С. Соловьёва в "Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона":"мир - связная совокупность множественного бытия или совокупность всей существующей множественности". Философский словарь под редакцией И. Т. Фролова (М. ИПЛ 1991 г. 6-е изд.) определяет : "мир - совокупность всех форм существования материи".

Говоря об устройстве мира - мы говорим о мировосприятии. Устройство мира в его целостности и совокупности для нашего разума недоступно, но то, как мы мир воспринимаем, как его себе представляем - заменяет для нас истинное мироустройство.

С древности восприятие мира постоянно менялось. Эта эволюция взглядов может быть представлена геометрической аналогией: древний мир племени - точка, небольшой клочок земли, потом - двухмерная плоскость, где плоский мир ограничен "краем земли". С развитием мысли и опыта, благодаря путешествиям и географическим открытиям, мир становится трехмерным, где шарообразную Землю окружают неподвижные "звёздные сферы" и подвижные "сферы планет и Солнца" (система Птолемея).
Расширение кругозора, изобретение телескопа и накопленные знания привели к восприятию мира как гелиоцентрической системы (система Коперника). Даже Кеплер в книге "Сокращение Коперниковой астрономии" (1618-1622) помещал Солнце в центре твердой звёздной сферы - "сфера состоит изо льда или кристалла". Однако уже в 18-м веке, после установления Ньютоном (1643-1727) законов механики и закона всемирного тяготения, представления о небесной сфере стали казаться фантастическими и были отброшены.
Доминирующей стала модель, которая бесконечна в пространстве и времени. Но модель этого мира, безмерного и вечного, однородного и стационарного, оказалась противоречивой.

Достаточно упомянуть так называемый парадокс Ольберса(1826): Cуть которого в том, что суммируемый бесконечный световой поток бесконечного количества звёзд приведёт к ослепительно яркому сиянию неба, чего конечно нет. Или несоответствие законам термодинамики:В бесконечной по времени вселенной должна наступить "тепловая смерть", то есть все процессы перейти в состояние равновесия, чего тоже нет или парадокс Зеелигера (1895): Для любого тела гравитационная энергия его взаимодействия со всеми массами в бесконечной однородной вселенной будет бесконечной" чего также нет.

Представление о том, что геометрия реального пространства является евклидовой, было обобщением повседневного опыта, но при переходе к большим расстояниям или в случае измерений с достаточно высокой точностью вполне может оказаться неверным. Такой вывод и был сделан ещё в прошлом веке Гауссом, Лобачевским и Риманом после создания неэвклидовой геометрии. Общая теория относительности выяснила, что пространство (пространство-время) и в самом деле не являются евклидовыми, а опыт подтвердил этот вывод.

Сделать стартовой.   Добавить в избранное.
Вверх ^^^ Далее >>>

счетчик
Дизайн © SE Design Group 2004-2014. Создание сайтов: sedesign.narod.ru   Обращайтесь! E-mail: sedesign@narod.ru
Автор, владелец, поддержка, обновление © snplanet.ru E-mail: seworld@narod.ru
Домашние вести - все о доме, саде, огороде и приусадебном хозяйстве. <Разноцветный мир Марины Хлебниковой Белые азиаты Прибайкалья - сайт посвящен среднеазиатским овчаркам: советы, истории, информация о выставках, фото собак, форум, доска объявлений, анекдоты и др.
Hosted by uCoz