СЛОВО О МИРЕ. Начальный опыт космодицеи. Чтобы достигнуть знания, нужно исследовать сущность вещей; поэтому, кто желает обрести истинное знание, тот должен исследовать причины или законы вещей, которым подчиняются все существа. Конфуций. Введение. Является ли вопрос об устройстве мира - только исключительно научным вопросом и способна ли наука своими средствами справиться с проблемой объяснения мироустройства? Может ли наука удовлетворительно ответить на простые вопросы: Что было до Большого взрыва? Повторяется ли Вселенная циклически или она единственна и уникальна? Почему мир устроен так, а не иначе? Все эти вопросы космология называет "некорректными". Впрочем, сначала необходимо обсудить общие вопросы познания. Что есть истина и можно ли ограничиться в познании её только какими-либо, пусть и удобными и очевидными частностями? Или необходимо синтезировать различные знания, какими бы они не были и какими путями они бы не были получены? Поэтому главная гносеологическая проблема - это проблема достоверности истины, потребность её доказательства. Но возможно ли это в принципе и-или возможно ли это доказательство истины исключительно научными средствами и методами? Итак, что есть истина? На вопрос что есть истина, мы отвечаем: 1) истина есть сущее или то что есть... Мир как множественность отдельных вещей не может составлять содержание истины. Сущее 2) как истина не есть многое, а есть единое... Единое как истина не может иметь многое вне себя... Итак, истинно сущее, будучи единым вместе с тем и тем самым есть и всё, точнее содержит в себе всё, или истинно сущее есть всеединое. Таким образом полное определение истины выражается в трех предикатах: сущее, единое, всё. Истина есть сущее всеединое" (В. С. Соловьёв "Критика отвлечённых начал")Ещё одно определение: ""Что есть истина?" вопрошал Пилат у Истины. Он не получил ответа, - потому не получил, что вопрос его был всуе. Живой Ответ стоял пред ним, но Пилат не видел в Истине её истинности. Предположим, что Господь не только своим вопившим молчанием, но и тихими словами ответил бы Римскому Прокуратору: "Я есмь Истина". Но и тогда, опять таки, вопрошавший остался бы без ответа, потому, что не умел признать Истину за истину, не мог убедиться в подлинности её. Знание, в котором нуждался Пилат, знание, которого не хватает у человечества, это и есть знание условий достоверности" (П. А. Флоренский "Столп и Утверждение Истины") Прежде чем говорить о мире - нужно определить, что мы имеем в виду, произнося слово "мир". Можно представить мир как совокупность всего существующего или как множественность образов Единого или как сообщество творческих личностей. И первое, и второе, и третье (впрочем вариантов не счесть) равно соответствует тому, что мы называем миром. Собственно определение понятия "мир" и является целью данной работы и само это определение будет её результатом. По определению В.С. Соловьёва в "Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона":"мир - связная совокупность множественного бытия или совокупность всей существующей множественности". Философский словарь под редакцией И. Т. Фролова (М. ИПЛ 1991 г. 6-е изд.) определяет : "мир - совокупность всех форм существования материи". Говоря об устройстве мира - мы говорим о мировосприятии. Устройство мира в его целостности и совокупности для нашего разума недоступно, но то, как мы мир воспринимаем, как его себе представляем - заменяет для нас истинное мироустройство. С древности восприятие мира постоянно менялось. Эта эволюция взглядов может быть представлена геометрической аналогией: древний мир племени - точка, небольшой клочок земли, потом - двухмерная плоскость, где плоский мир ограничен "краем земли". С развитием мысли и опыта, благодаря путешествиям и географическим открытиям, мир становится трехмерным, где шарообразную Землю окружают неподвижные "звёздные сферы" и подвижные "сферы планет и Солнца" (система Птолемея). Расширение кругозора, изобретение телескопа и накопленные знания привели к восприятию мира как гелиоцентрической системы (система Коперника). Даже Кеплер в книге "Сокращение Коперниковой астрономии" (1618-1622) помещал Солнце в центре твердой звёздной сферы - "сфера состоит изо льда или кристалла". Однако уже в 18-м веке, после установления Ньютоном (1643-1727) законов механики и закона всемирного тяготения, представления о небесной сфере стали казаться фантастическими и были отброшены. Доминирующей стала модель, которая бесконечна в пространстве и времени. Но модель этого мира, безмерного и вечного, однородного и стационарного, оказалась противоречивой. Достаточно упомянуть так называемый парадокс Ольберса(1826): Cуть которого в том, что суммируемый бесконечный световой поток бесконечного количества звёзд приведёт к ослепительно яркому сиянию неба, чего конечно нет. Или несоответствие законам термодинамики:В бесконечной по времени вселенной должна наступить "тепловая смерть", то есть все процессы перейти в состояние равновесия, чего тоже нет или парадокс Зеелигера (1895): Для любого тела гравитационная энергия его взаимодействия со всеми массами в бесконечной однородной вселенной будет бесконечной" чего также нет.Представление о том, что геометрия реального пространства является евклидовой, было обобщением повседневного опыта, но при переходе к большим расстояниям или в случае измерений с достаточно высокой точностью вполне может оказаться неверным. Такой вывод и был сделан ещё в прошлом веке Гауссом, Лобачевским и Риманом после создания неэвклидовой геометрии. Общая теория относительности выяснила, что пространство (пространство-время) и в самом деле не являются евклидовыми, а опыт подтвердил этот вывод. СЛОВО О МИРЕ. Simplex sigilum veri (простота - признак истинности) Cтаринная латинская пословица. Космология. Глава 1. Модель мира Эйнштейна ("Вопросы космологии и общая теория относительности", 1917г.), созданная на основе общей теории относительности, отличается от системы Коперника тем, что геометрия в ней неевклидова, а сам мир представлен как трехмерная сфера конечного объёма - "гиперсфера", но бесконечная во времени. По определению А. Д. Сахарова: "гиперсфера - трехмерный аналог двумерной поверхности сферы, гиперсферу можно представить себе "вложенной" в четырехмерное евклидовское пространство, также как двумерная сфера "вкладывается" в трёхмерное пространство". Академик А.Д. Сахаров "Воспоминания" гл. 29 "Вселенная представляет собой замкнутое в себе трёхмерное пространство (трёхмерную сферу), объём которого конечен и не изменяется во времени". Однако уже попытки Эйнштейна с помощью уравнений связать радиус кривизны вселенной и среднюю плотность вещества в мире оказались неудачными - уравнения не имели соответствующего решения. Тогда Эйнштейн ввёл в уравнения новую постоянную, так называемый лямбда-член или космологическая постоянная. Это позволило произвести вычисления, главное же, модель Эйнштейна оставалась стационарной. Сферический мир Эйнштейна органически связан с предположением о конечности объёма вселенной, но во времени этот мир неизменен, его возраст бесконечен. "Создав теорию относительности, Эйнштейн пытался применить свои уравнения к миру в целом. При этом он упорно искал стационарные, не изменяющиеся во времени решения. Для этого он даже модифицировал свои первоначальные уравнения, приписав вакууму свойство "самоотталкивания" (так называемая космологическая постоянная Эйнштейна ). Но это изобретение тоже не спасло от больших теоретических трудностей, казавшихся непреодолимыми. Простой и гениальный выход был найден Фридманом в 1922-1924 годах. Он впервые рассмотрел нестационарные решения, открыв таким образом "на кончике пера" самое грандиозное явление из всех известных сейчас людям" А. Д. Сахаров "Воспоминания". А. А. Фридман показал, что уравнения общей теории относительности имеют решения, отвечающие однородному пространству, причём расстояния между галактиками изменяются во времени, соответственно изменяется и средняя плотность вещества. Фридман не отбросил лямбда-член, но и без него (то есть если лямбда-член или космологическая постоянная Эйнштейна = 0) существуют нестационарные решения трёх типов. Модели на основе этих решений однородны и изотропны, различаются они тем, как оценивать среднюю плотность вещества. Важнейшим вопросом, касающимся эволюции вселенной, является вопрос о том, будет ли вечно продолжаться её расширение. Ответ зависит от того, чему равна средняя плотность материи во вселенной, если плотность материи больше некоторого значения, то тяготение через какое-то время затормозит расширение и заставит галактики сближаться друг с другом - вселенная сменит расширение на сжатие. Если же плотность меньше критического значения, то тяготение материи недостаточно для того, чтобы остановить расширение, и вселенная будет расширяться вечно. При плотности равной критической расширение будет также вечным, но более медленным. Критическая плотность, по современным данным равна 10-29 г/см3. Данные взяты из статьи доктора ф. м. н. И. Новикова "Гравитация, нейтрино и вселенная" - "Наука и жизнь №10 1980" "Еще недавно считалось, что основную долю плотности во вселенной составляет обычное вещество, для которого плотность равна 3 x 10-31 г/см3 степени. Это означает, что плотность вещества меньше критической плотности и вселенная должна расширяться вечно. Теперь же есть веские основания считать, что плотность только реликтовых электронных нейтрино примерно равна критической. Следует вспомнить, что помимо реликтовых электронных нейтрино, есть ещё и мюонные и тау-нейтрино. Причём, вероятно массы покоя других сортов нейтрино не меньше массы покоя электронных нейтрино. Если мы учтём это, то средняя плотность материи во вселенной окажется больше критической. А это значит, что в далёком будущем расширение вселенной сменится сжатием" И. Новиков "Гравитация, нейтрино и вселенная". Дальнейшие астрономические наблюдения показали несостоятельность стационарной модели вселенной. Во-первых, наблюдения Слейфера и Хаббла доказали красное смещение спектральных линий звёзд (закон Хаббла), что на основе интерпретации эффекта Доплера (изменение длины волны в зависимости от скорости движущегося источника) свидетельствуют об удалении галактик друг от друга. Это возможно лишь, если вселенная не стационарна, а расширяется. "В конце 20-х годов, когда американский астроном Э. Хаббл обнаружил так называемое красное смещение света далёких галактик, представление о вселенной, расширяющейся из сверхплотного первоначального состояния, превратилось из смелой гипотезы в достаточно обоснованную теорию. Красное смещение, то есть сдвиг в длинноволновую (красную) сторону спектра спектральных линий быстро удаляющихся от нас звёзд, объясняется обычным эффектом Доплера. Если вселенная расширяется однородно, то чем дальше от нас находится объект, тем с большей скоростью он от нас удаляется и тем сильнее красное смещение его света". Комментарий к "Воспоминаниям" А.Д. Сахарова "Наука и жизнь №4 1991". Для объяснения эффекта Доплера обычно ссылаются на изменение тона гудка, когда паровоз проходит мимо наблюдателя; при приближении паровоза высота (частота) звука увеличивается, а при удалении она уменьшается. СЛОВО О МИРЕ. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. (Мф 7,6) Космология. Глава 2. "Уменьшение энергии фотонов при расширении вселенной называется космологическим красным смещением. Название связано с тем, что энергия фотонов видимого света максимальна у фиолетового конца спектра и минимальна у красного конца. Поэтому при уменьшении энергии фотонов спектральные линии "смещаются" к красному концу спектра. Именно наблюдение в 1927 году Хабблом и Хьюмансоном смещения спектральных линий в спектрах, испускаемых галактиками, стало наблюдательной основой теории расширения вселенной. Чем дальше от нас какая-то галактика, тем раньше испущен дошедший до нас теперь свет и тем сильней поэтому красное смещение" А. Д. Сахаров "Воспоминания". Во-вторых, против стационарной модели свидетельствует и реликтовое тепловое излучение. "А вот другой надёжно установленный факт - в начале расширения газ этот был чрезвычайно горячим, то есть в начале расширения существовала так называемая "горячая вселенная". Это стало ясно после открытия в 60-х годах реликтового электромагнитного излучения - слабых радиоволн, пронизывающих всю вселенную и имеющих сегодня температуру всего около трёх градусов Кельвина (около -270 град. по Цельсию). Реликтовое излучение осталось от периода начала расширения, когда горячий расширяющийся газ был непрозрачен для излучения, из-за этого вещество и излучение расширялись вместе, имея одинаково высокую температуру". И. Новиков "Гравитация, нейтрино и вселенная". "Согласно нынешним представлениям о свойствах материи, в первоначально очень горячей вселенной вещество состояло из частиц, движущихся со световыми скоростями, масса покоя которых была равна нулю". И. Новиков, В. Лукаш "Эхо "Большого Взрыва"" ( "Наука и жизнь" №7 1981.) Теорию расширяющейся вселенной часто называют теорией "Большого Взрыва" (по-английски "Big Bang" -- "Биг Бэнг"). Вселенная имеет иерархическую структуру. Планеты обращаются вокруг звёзд, звёзды же собраны в галактики, имеющие собственную структуру - ядра, рукава, перемычки. Галактики, хотя и удалены друг от друга на огромные расстояния, образуют скопления галактик, расстояния между которыми ещё больше, а те, в свою очередь, собираются в блинообразные сверхскопления, разделённые пустотами гигантского масштаба (в десятки миллионов световых лет). Пересечения таких сверхскоплений астрономы наблюдают сегодня в виде ярких цепочек, образующих в пространстве прихотливую ячеистую структуру, напоминающую губку или соты. Не так давно появились данные о том, что в сотах встречаются пустоты ещё большего размера - до миллиардов световых лет. Иными словами, ячейки сот образуют стенки, из которых построены сверхсоты. В таком случае не исключено, что вселенная имеет так называемую фрактальную структуру - чем больше область, которую мы исследуем, тем большего масштаба структуры в ней можно обнаружить. Впрочем, максимальный размер сот должен быть во много раз меньше, чем радиус вселенной. Но почему крупнейшие структурные единицы вселенной - крупные скопления галактик и сверхскопления - имеют именно такие масштабы и форму? Движение галактик в их скоплениях происходит таким образом, что приходится предполагать наличие в пространстве между галактиками какой-то невидимой массы. Она своим тяготением влияет на движущиеся объекты, но больше себя никак не проявляет. Такая же невидимая масса окружает, вероятно, и большие галактики, о чём можно судить по движению карликовых галактик и других объектов вокруг них. Эта невидимая масса получила название труднонаблюдаемой, или скрытой, массы. ("Наука и жизнь №2, 1975). Было установлено, что нейтрино в просторах вселенной очень много, почти столько же много, как и реликтовых электромагнитных квантов - фотонов. Нейтрино, как и фотоны, должны остаться во вселенной с того начального периода расширения, когда горячее плотное вещество имело очень высокую температуру и было непрозрачно не только для света, но и для нейтрино. Результаты расчётов показывают, что после первых десятков секунд с начала расширения вселенной фотонов в единице объёма было примерно втрое больше, чем нейтрино (вместе с антинейтрино) каждого сорта. Это отношение для реликтовых нейтрино и фотонов остаётся практически неизменным и во время последующей эволюции вселенной вплоть до наших дней. Мы не можем сегодня каким-либо прямым способом регистрировать реликтовые нейтрино, так как уж очень мала их энергия. Однако астрофизики определяют плотность реликтовых нейтрино, исследуя реликтовое электромагнитное излучение. Весной 1980 года группа исследователей Института экспериментальной и теоретической физики АН СССР, возглавляемая В. А. Любимовым, опубликовала результаты многолетних экспериментов, которые указывают на отличие массы покоя электронных нейтрино от нуля. см. Наука и жизнь №8 1980. Вероятное значение массы покоя электронных нейтрино, найденное в этих экспериментах, составляет примерно 35 эВ. Согласно данным, полученным в ИТЭФе нейтрино в 20 000 раз легче электрона и в 40 миллионов раз легче протона. Почему же теоретики считают, что эта легчайшая, ни с чем не взаимодействующая частица должна играть определяющую роль во вселенной? Ответ прост: во вселенной очень много реликтовых нейтрино. В кубическом сантиметре их больше в миллиард раз, чем протонов, и, несмотря на ничтожную массу, в сумме нейтрино оказываются главной составной частью массы материи во вселенной. И, значит, именно тяготение нейтрино должно быть главной действующей силой, определяющей кинематику расширения вселенной сегодня. Таким образом, обычное вещество по массе, а значит и по гравитационному действию составляет только 3 % к основной массе вселенной - массе нейтрино. В самые первые мгновения после начала расширения вселенной были "случайные", очень маленькие неоднородности в распределении плотности материи в пространстве. Спустя всего 1 секунду после начала расширения плотность вещества уже недостаточно велика, чтобы препятствовать свободному полёту сквозь него нейтрино всех сортов. При этом идёт выравнивание неоднородностей. И чем больше проходит времени, тем большие по размеру неоднородности нейтрино успевает рассосаться. Так будет продолжаться до тех пор, пока нейтрино, теряющие энергию вследствие расширения вселенной, не станут двигаться со скоростью заметно меньшей, чем скорость света. Расчёты показывают, что примерно через 300 лет после начала расширения скорость нейтрино упадёт настолько, что они уже не будут успевать вылетать из комков большого размера. И такие комки, имеющие сначала сравнительно малую плотность, могут усиливаться тяготением, сгущаться и расти, пока среда не распадётся на отдельные сжимающиеся облака из нейтрино. На сравнительно поздней стадии расширения обычное вещество ( всё вещество, кроме нейтрино) распределено почти равномерно и настолько охлаждается, что из состояния плазмы превращается в нейтральный газ, давление которого резко падает. Газ начинает сгущаться в поле тяготения возникающих нейтринных облаков, стягиваясь к их центральной части. И именно из этого сгущающегося нейтрального газа постепенно возникают скопления галактик, галактики и звёзды, между которыми остаются блинообразные облака нейтрино. Ещё 33 года назад Я. Б. Зельдович показал, что в такого рода процессах возникающие облака должны быть очень сильно сплюснуты, что по форме они должны быть похожи на блины. Соединение множества таких блинов, хаотично расположившихся в пространстве, даст в совокупности картину ггигантских невидимых нейтринных сот. Всё это вместе (нейтринные облака и скопления галактик) и образует сотообразную структуру, наблюдаемую астрономами. Итак, мы выяснили почему физическая вселенная имеет такую структуру и устройство, но что было до начала расширения и была ли другая вселенная или вселенные до нашей? Интересную версию в своих "Воспоминаниях" (и научных работах по космологии) высказал академик Сахаров. Он пишет, что: "На самом деле существует не одна и не две (как в гипотезе поворота стрелы времени [эта гипотеза также предложенная Сахаровым как один из вариантов - предполагает, что до начала расширения вселенной, она сжималась и в точке времени равной нулю произошло изменение направления стрелы времени, но для обитателей такой вселенной, так как все процессы стали происходить в обратном порядке, субъективно ощущается, что время изменяется только из прошлого в будущее]), а множество вселенных, кардинально отличающихся друг от друга и возникших из некоторого "первичного" пространства. Другие вселенные и первичное пространство, если есть смысл говорить о нём, могут, в частности, иметь по сравнению с "нашей" вселенной иное число "макроскопических пространственных и временных измерений - координат". "Предполагается, что между разными вселенными нет причинной связи. Именно это оправдывает их трактовку как отдельных вселенных. Я называю эту грандиозную структуру "Мега-Вселенная"". СЛОВО О МИРЕ. Философия. Глава 1. Впрочем идею эту (о множественности независимых друг от друга миров, возникающих и исчезающих последовательно. Я называю эту идею - теорией последовательных миров) нельзя назвать новой. Ещё Ориген в своих "Началах" в главе 3 "О начале мира и причинах его" утверждает, "Что миров бесчисленное множество; что эти весьма многие миры вопреки Эпикуру не существуют одновременно и не сходны между собой, но по окончании одного мира получает начало другой; что прежде этого нашего мира был иной мир, а после него будет ещё иной, после же этого ещё иной - и т.д. один за другим". Что можно возразить на это? Даже если предположить возможность существования ряда миров, однако "из второго начала термодинамики вытекает, что радиус вселенной возрастает от цикла к циклу. Следовательно, когда-то был самый первый цикл, в котором вселенная имела минимальный радиус. И опять возникает вопрос: а что было до этого цикла?" Комментарий к "Воспоминаниям" Н. и Ж. №6 1991. Вычисления на основе модели вселенной А.А. Фридмана (базирующейся соответственно на общей теории относительности Альберта Эйнштейна) с построением так называемого "светового конуса" и мировых линий тел для гравитационного коллапса показывают, что "мировые линии" любого объекта вселенной не могут быть продолжены (вычислены и обозначены) при t=<0, то есть с отрицательным временем или равным нулю. Это же доказывает невозможность поворота "стрелы времени" вселенной при достижении точки начала расширения или окончания сжатия, что в данном случае одно и тоже. Пространство и время есть атрибуты вселенной, неотъемлемые и немыслимые отдельно, потому, что если нет измерения, то нет и измеряемого и наоборот, если нет измеряемого (вселенной) нет и измерения (пространства и времени или пространства-времени, что точнее). Время как и пространство рождается и исчезает вместе со вселенной, оно не существует отдельно. Собственно, четырехмерное пространство-время и есть характеризующий атрибут мира как множественности. Предположение о существовании мира в виде точки бесконечно малого размера с бесконечной плотностью и бесконечной температурой абсурдно - "... математическая точка сама по себе есть лишь нуль пространства..." В.С. Соловьёв "Критика отвлечённых начал",- так как, если объём вселенной конечен, конечно время её существования, известны и приблизительно определены основные физические параметры (средняя плотность вещества и т.п.), то возможно вычислить конечную плотность, температуру и размер вселенной для любого момента времени больше нуля. Что с успехом и делается. Например, при t=0,3 сек. плотность р=107 г/см3 , а температура около 3 х 1010 градусов, при t=10-4 сек. плотность вещества около 1014 г/см3. (4). Дальнейшие вычисления ограничены отсутствием опытных данных и невозможностью учёта квантовой гравитации, то есть ограниченностью чисто научных средств. "Согласно нынешним представлениям о свойствах материи, в первоначально очень горячей вселенной вещество состояло из частиц, движущихся со световыми скоростями, масса покоя которых была равна нулю". Эхо "Большого Взрыва""."Почему пространство имеет три измерения, а не два или 15? И на этот вопрос можно предложить ответ - гипотезу Мега-Вселенной (впрочем сам Сахаров называет Мега-вселенной многолистную модель с циклично повторяющимися одна за другой вселенными) то есть предположение, что одновременно образовалось огромное количество разных миров с разными условиями (в частности, с разным числом пространственных измерений, а может быть, и с несколькими осями времени)". Комментарий к "Воспоминаниям". Н. и Ж. №6 1991. Ещё одна гипотеза о начале существования вселенной заключается в возможности полной аннигиляции вещества при гравитационном коллапсе. При неограниченном сжатии вещества происходит повышение плотности вещества, температуры и уменьшение расстояний и, соответственно, общего размера вселенной. Но при достижении определённого критического значения (допустим, достижения такой плотности, при которой любое движение становится невозможно) вещество одномоментно аннигилирует, то есть исчезает или переходит в качественный разряд чистой энергии, что одно и тоже, так как вселенная перестаёт существовать как объект. Эта вероятность описывает скорее конец вселенной, а не её начало, но схожий сценарий возможен и в обратном порядке. Вещество одномоментно возникает (рождается) со свойствами соответствующими критическому значению плотности. Соответственно, энергия, бывшая бесконечной, ограничивается соразмерно массе вещества вселенной, что приводит к эффекту "Большого Взрыва" и дальнейшему расширению вселенной. Критическое значение плотности может быть ограничено относительными размерами настоящих элементарных атомов, то есть первичных неделимых минимальных частиц, из которых и состоит всё вещество вселенной. Что же такое эти настоящие атомы? Соловьёв в своей "Критике отвлечённых начал" определяет основное свойство вещества как непроницаемость. "Так как ни один атом не может быть упразднён или замещён другим, то, следовательно, взаимное действие притяжения и сопротивления между атомами должно находится в некотором определённом равновесии, составляющем общий предел или границу взаимодействующих, и такая общая граница между многими атомами образует для каждого атома некоторую собственную сферу, в силу чего все атомы являются протяжёнными, или пространственными. Эта протяжённость есть, таким образом, не что иное как граница сопротивления между атомами, или общий предел их взаимодействия, другими словами, протяжённость есть лишь форма непроницаемости. Пространство или протяжение есть лишь результат взаимоотношения атомов, выражение их равновесия или их общая граница - предел их внутреннего в себе бытия и тем самым определённая форма их внешнего бытия, то есть их бытия друг для друга. Твёрдость и протяжённость, образующие вещества, существуют лишь во взаимном действии атомов, сами же атомы согласно этому должны быть определены как реальные причины такого действия; но реальная причина действия есть то, что мы называем силой. Атомы суть не составные частицы вещества, а производящие вещество силы. Не сила есть принадлежность, accidens, вещества, а напротив, вещество есть лишь результат сил, или говоря точнее, общий предел их взаимодействия. И сами атомы понимаются не как слагаемые (пассивные элементы), а как активные производители вещественного мира: они суть невещественные динамические единицы, в себе существующие и из себя действующие живые силы. Но эти атомы не даны нам ни в частном, ни в общем опыте, собственное бытие их недоступно исследованиям опытной науки, и признание этого бытия достигается лишь путём логического мышления и имеет, таким образом, чисто умозрительный характер. Эти безусловные центры живых сил представляют, таким образом, собою не физические реальности, а метафизические сущности". Соловьёв В.С. Философское начало цельного знания. Мн.: Харвест, 1999 с.712-717Вспомним теперь научное определение из журнала "Наука и жизнь" :В первоначально очень горячей вселенной вещество состояло из частиц, движущихся со световыми скоростями, масса покоя которых была равна нулю. "Эхо "Большого Взрыва"".При гравитационном коллапсе силы сжатия преодолевают критический порог равновесия сил притяжения - отталкивания атомов. В результате ничем не ограниченное сжатие нарушает структуру вещества, атомы, став проницаемыми, утрачивают главное свойство самобытности и перестают существовать, соответственно, исчезает протяжённость (пространственность) вещества и само вещество перестаёт существовать. Это, конечно, не аннигиляция (так как никакого взаимопоглощения нет), а просто исчезновение вещества в результате изменения свойств составляющих его атомов. Итак, вещество состоит из метафизических сущностей, невещественных динамических единиц. Вся вселенная, состоящая из вещества, имеющая начало и конец во времени и пространстве, также должна иметь своим источником, своей природой, своей сущностью нечто метафизическое. Что же лежит за пределами видимого мира? И что такое - творящее метафизическое, является имеющим истинное безусловное бытие, для которого физическая реальность признаётся лишь явлением? И самое главное, как бытие этого метафизического нечто можно доказать? Прежде всего необходимо определиться с терминами. Понятию метафизической причины мира соответствует понятие Бога. "Бог (греческое theos), в религиозных верованиях сверхъестественное существо; абсолют (от лат. absolutus - неограниченный, безусловный ), совершенное начало бытия, свободное от каких-либо отношений и условий, абсолютная личность, Единое, пребывающее вне мира, свободно создавшее его и действующее в нем. Абсолютная Истина, Совершенное Существо, Любовь, Благо, Добро" ( Определение синтезировано из различных словарей).Спиноза в "Кратком трактате о Боге, человеке и его счастье" пишет: "Бог есть существо, о котором утверждается, что оно есть всё или имеет бесконечные атрибуты, из которых каждый в своём роде бесконечно совершенен. Бог как совершеннейший, бесконечный и включающий всё нечто должен также иметь бесконечные, совершенные и все атрибуты". Бенедикт Спиноза "Об усовершенствовании разума" М.: ЭКСМО-Пресс, Харьков: Фолио, 1998г. с.17Далее Б. Спиноза определяет Бога как причину мира:"Бог - причина всего: 1. исходящая, деятельная причина 2. имманентная, а не действующая извне, так как он всё производит в себе самом, а не вне себя, и вне его вообще ничего нет. 3. свободная, а не природная причина 4. причина через себя самого, а не случайно. 5. важнейшая причина своих творений, которые он непосредственно создал. 6. первая и начальная причина 7. всеобщая причина 8. ближайшая (последняя) причина вещей". с.44Но почему же Бог создал мир и мог ли Он не создавать его? Спиноза связывает необходимость творения мира с понятием истинной свободы. "Истинная свобода состоит в том, что первая причина (Бог) не побуждается и не принуждается ничем иным и только через своё совершенство есть причина всякого совершенства. Поэтому Бог, если бы он мог не сделать этого, был бы несовершенен ибо возможность не сделать блага или совершенства в том, что он творит, могла бы иметь место в нём только из-за недостатка". с.46 "Время и длительность начались вместе с вещами, ибо время есть мера длительности. Длительность же прекращается, когда прекращается бытие сотворённых вещей, и она начинается, когда начинают существовать сотворённые вещи". с.196"Кто же вообразит, что длительность и время предшествовали сотворённым вещам, тот подвержен тому же предрассудку, какой свойствен тем, которые воображают пространство вне материи". с.196 СЛОВО О МИРЕ. Философия. Глава 2. Бог - Абсолютная Личность, Совершенное Существо. Если Бог - Абсолют, то Он имеет все качества в бесконечной степени, значит, какое бы совершенное качество мы не представили (не помыслили) оно есть в Боге в бесконечной степени. Абсолют - вечный, бесконечный, безусловный, совершенный, неизменный, самодостаточный, не от чего не зависимый, всё существующее содержащий и творящий Субъект. Абсолют вечен потому, что не подлежит времени, то есть время есть принадлежность творимого Им мира. Бог вне времени, Бог над временем, Бог сам творит время. Следовательно, Богу - Абсолюту принадлежит время (и вечность), а не наоборот (как с сотворёнными существами). Можно возразить, что вечность - это бесконечность во времени . Но бесконечно длящееся время имеет смысл относительно длительности, а так как "всегда" - не имеет длительности ( и относительности), то и нельзя говорить о бесконечном времени. Здесь нужно заметить, что и вечность и бесконечность - относительные характеристики, подразумевающие независимость Бога от мира, так как только в мире есть пространство с измерениями длительности, а любое измерение есть признак множественности. Единое же не измеримо, потому, что Оно абсолютно, а не относительно. "Кто не умеет и не может по какому-либо постижению мыслить о Боге без времени, тот никак не может постичь Вечное иначе, как только вечное во времени, и в таком случае не может не блуждать в мышлении о Боге как сущем от вечности, ибо мыслит о начале; а начало принадлежит единственно времени". Э. Сведенборг "Мудрость ангельская о Божественной Любви и Божественной Мудрости". Абсолют безусловен, так как его существование не имеет причины внешней Ему, Его существование независимо и не ограничено ничем. Абсолют (по определению Спинозы) имеет причину Своего бытия в Себе самом. Нет никаких условий, препятствующих его бытию. (И уж конечно таким условием не может являться наше неверие в существование Бога, то есть, если существование мира для нас зависит от нашего восприятия как явления, априорно ли пространственно-временного, или апостериорно как чувственно воспринимаемого, вплоть до солипсизма, Бог же есть воистину Сущий.) Абсолют совершенен, так как его качества имеют бесконечную степень. Наше представление о совершенстве как об идеале соответствуют Божественной Полноте - "Плероме" (совершенство - совершено - вершина). Полнота же предполагает, что обладающий ею не имеет никакого недостатка. ( Недостаток, как понятие подразумевается более в нравственном, этическом смысле.) Абсолют неизменен. Если Единое содержит в Себе всё, имеет бесконечные качества, ни от чего не зависит, то и не может, и не должно изменяться. Изменчивость - признак недостаточности, развития, движения, совершенствования и тому подобного. Все эти категории не относятся к Абсолюту, следовательно Он неизменен. Абсолют самодостаточен. Будучи неизменным и совершенным, Абсолют свободен действовать или бездействовать. Он может творить, а может и не творить. Абсолют определяется только своей волей, нет причины (побудительной либо иной другой) внешней для Бога, следовательно Он самодостаточен. Недостаточность предполагает возможность изменения (прибавления или убавления), категории множественного. Самодостаточность означает, что 1) нет убытка (убавления) или прибыли (добавления) так как нет изменчивости, 2) действие или бездействие определяется волей ( Само-достаточен, Сам). Но если Абсолют самодостаточен, то почему Он сотворил мир и было ли творение мира необходимо для Бога? (здесь разумеется необходимость чисто внутренняя, так как мы выяснили, что никакой внешней необходимости, причины, быть не может). Если Бог бесконечен, то Он неизменен, если неизменен, то постоянен, если постоянен, то бездействующ. Богу как Абсолюту с бесконечными качествами некуда и незачем стремится, развиваться, двигаться. Он, по идее, должен быть равнодушен, замкнут в себе и бездеятелен. Все размышления о Боге как об Абсолюте страдают одним недостатком - они абстрактны. Конкретное же размышление показывает, что Бог не только Абсолют, а нечто большее, потому, что развитие понятия Абсолют ведет к противоречиям. Абсолют может быть представлен как самовлюблённый, самовольный тиран, творящий и действующий беспричинно. Ведь, если внешней причины нет, то внутренняя причина есть воля Абсолюта, следовательно, Абсолют действует произвольно. Если Бог - Абсолют, то Он бездеятелен, постоянен, неизменен, замкнут в Себе и следовательно, не бесконечен, так как бесконечность предполагает неограниченность и незамкнутость в Себе. Далее, если Бог есть Любовь, и Бог же есть Абсолют и всё сущее, то Он должен любить только Себя. Преодолеть такой вывод можно, развивая понятие о Боге не только как об Абсолюте, и не только как о Совершенной Любви, но и как о Троице. Но здесь опять необходимо вернуться к понятию Истины. Что есть истина? Что делает истину достоверной? Ведь то, что Бог - Абсолют это тоже истина? Критерием истины для меня является моё суждение о том, что есть истина, или о том, что нечто является истиной, или то, что своим суждением я "восприемлющ в себя истину". Следовательно, истина представляется как то, что есть или данность. Но эта внешне данная истина условна, так как разум не видит внутренней необходимости своего восприятия истины, а только внешнюю, насильственную, то есть как неизбежность. Истина есть то, что есть. А есть А и не-А не может быть А. " Всякая данность есть она сама: всякое А есть А". Но эта самотождественная данность не даёт ответ на вопрос: почему А есть А? А=А или "Я=Я" оказывается "криком обнажённого эгоизма, - "Я!" -, ибо где нет различия, там не может быть и соединения". Если А=А или Я=Я, то для Я всё, что не-Я не существует или не должно существовать ("Вне себя Я ненавидит всякое Я, ибо для него оно - не-Я, и, ненавидя, стремится исключить его из сферы бытия"). Но тогда Я в прошлом или Я в будущем уже будет не-Я и также непримиримо подвергается исключению. "Я ненавидит всякое конкретное своё содержание, то есть всякую свою же жизнь. Я оказывается мёртвою пустынею "здесь" и "теперь". Но тогда что же подлежит формуле "А=А"? - Только фикция, только ипостазированное отвлечение от момента и точки, в себе - не сущих".Но тогда отвечающее требованиям рассудка самотождество А=А, считавшееся подлинно сущим или истиною становится необъяснимым, неразумным и неживым. "Разум противен рассудку, как и этот последний - первому, ибо требования их противоположны. Жизнь может быть разумна, но именно потому самому она была бы невместима в рассудок, противна рассудку, разрывала бы его ограниченность. Непосредственная данность интуиции не даёт достоверности. Этим в корне осуждаются решительно все философские догматические системы, не исключая и кантовой, для которой чувственность и разум со всеми его функциями суть простые данности".Но если для рассудка истина является чем-то необъяснимым и неживым, то какой она является для разума? Если для рассудка истина мертва и статична, то для разума истина жива, животворяща и динамична. Для разума "другое" есть в то же время и "не другое", если инаковость, отчуждённость "другого" есть только выражение и обнаружение тождественности "этого же". "Если "другой" момент времени не является уничтожающим и пожирающим собою "этот", но, будучи "другим", он есть в то же время "этот". Но он становится "другим" не сам по себе, а в отношении к "этому", тогда и "этот" становится "другим", то есть "этим же". Но тогда "этот" будет для "другого" уже не "этим", а "иным". "Иной" же, через отношение "другого" обретает себя как "этот же". "Если каждый элемент бытия есть только член субстанционального отношения, отношения-субстанции, то тогда закон тождества, вечно нарушаемый, вечно восстановляется самым своим нарушением". "На вопрос: "Почему А есть А?" отвечаем: "Потому А есть А, что вечно бывая не-А, в этом не-А оно находит своё утверждение как А". Точнее: "А потому есть А, что оно есть не-А. Не будучи равно А, - то есть самому себе -, оно в вечном порядке бытия всегда устанавливается силою не-А, как А."Итак, самодоказательный Субъект Истины есть А и не-А. "Обозначим для ясности не-А через Б. Что же - Б? Б есть Б; но оно само было бы слепым Б, если бы не было вместе и не-Б. Что же такое не-Б? Если оно просто А, то А и Б были бы тождественны. А, будучи А и Б, было бы одним только простым, голым А, равно как и Б. Чтобы не было простого тождесловия "А=А", чтобы было реальное равенство А есть А, ибо А есть не-А", необходимо, чтобы Б само было реальностью, то есть чтобы Б было зараз и Б и не-Б; последнее, не-Б для ясности обозначим через В. Через В круг может замкнуться, ибо в его "другом", - в не-В, - А находит себя, как А. В Б переставая быть А, А от другого, но не от того, которому приравнивается, то есть от В, опосредованно получает себя, но уже "доказанным", уже установленным. То же относится и к каждому из субъектов А, Б, В троичного отношения. Самодоказательность и самообоснованность Субъекта Истины Я есть отношение к Он через Ты. Через Ты субъективное Я делается объективным Он, и в последнем имеет своё утверждение, свою предметность как Я. Он есть явленное Я. Истина созерцает Себя через Себя в Себе. Но каждый момент этого абсолютного акта сам абсолютен, сам есть Истина. Истина - созерцание Себя через Другого в Третьем. Таково метафизическое определение "сущности - ousia" самодоказательного Субъекта, которая есть субстанциональное отношение. Субъект Истины есть отношение Трёх, но - отношение, являющееся субстанцией, отношением-субстанцией. Субъект Истины есть Отношение Трёх. А так как конкретное отношение вообще есть система актов жизнедеятельности, в данном же случае - бесконечная система актов, синтезированных в единицу или бесконечный единичный акт, то мы можем утверждать, что ousia (сущность) Истины есть Бесконечный акт Трёх в Единстве или бесконечный акт Жизни".Каждый из "Трёх" в отношении к бесконечному акту-субстанции, реально это не то (ипостась - личность), что весь Субъект, и реально же - это то же (ousia - усия - сущность), что и весь Субъект. "Следовательно, Истина есть единая сущность о трёх ипостасях. Не три сущности, но одна; не одна ипостась, но три. Однако, при всём том, ипостась и сущность - одно и то же". Или иными словами, Бог есть Троица. Но почему Ипостасей три, и может ли их быть больше? Предположим, что Ипостасей две - Я и Ты. (Мы не будем здесь касаться зороастризма с его идеей о двух началах мира: добром и злом; это тема теодицеи и происхождения зла). Отношение Я к Ты будет как отношение Я к не-Я, и наоборот, отношение Ты к Я будет как отношение Ты к не-Ты. Отношение каждого друг к другу будет как бы исключающим другого: Ты - не Я, а Я - не Ты! И если развивать эту идею дальше, то две Ипостаси образуют не Единого Бога, а двух непримиримых богов, вечно враждующих, вечно злобных, стремящихся друг друга уничтожить и бессильных это сделать, ничего и никого не творящих, а потому и невозможных. Невозможных потому, что понятие отрицания другого противоположно понятию Бога. Если нет Единства Двух, то нет и Двух, нет и каждого. Третья Ипостась уравновешивает отношения как Я, Ты и Он. Если Я - это Я, а Ты - это не Я, то Он - это тоже Я, или Другое Я, тогда и Ты для Я становится тоже Я или Другим Я. "Не может быть меньше трёх, ибо только три ипостаси извечно делают друг друга тем, что они извечно же суть. Только в единстве Трёх каждая ипостась получает абсолютное утверждение, устанавливающее её, как таковую. Вне Трёх нет ни одной, нет Субъекта Истины".Больше Трёх Ипостасей может быть, но это будут уже не ипостаси, а "обоженные личности", так как для отношений Субъекта Истины достаточно Трёх Ипостасей и четвёртая возможна, но не необходима. Отношения Трёх равноправны. В них нет "порядка", последовательности и первенства. "Но всякая четвёртая ипостась вносит в отношение к себе первых трёх тот или иной порядок и, значит, собою ставит ипостаси в неодинаковую деятельность в отношение к себе, как ипостаси четвёртой. Отсюда видно, что с четвёртой ипостаси начинается сущность совершенно новая, тогда как первые три были одного существа"."Троица может быть без четвёртой ипостаси, тогда как четвертая - самостоятельности не может иметь". СЛОВО О МИРЕ. Богословие. Глава 1. Мы рассмотрели понятие Творца мира как Абсолют и Троицу, теперь же выясним то, без чего дальнейшее исследование невозможно: понятие Бога как Совершенной Любви. "Один Бог есть сама Любовь, ибо Он - Сама Жизнь. Господь, Который есть Бог Вселенной, Несотворён и Бесконечен, то Он - Само Бытие, именуемое Иегова, и Сама Жизнь, или Жизнь в Себе (in se). Из Несотворённого, Бесконечного, Самого Бытия и Самой Жизни не может никто быть непосредственно сотворён, потому что Божественное - едино и неделимо, и сотворение кого-либо возможно лишь из сотворённого и конечного, так образованных, чтобы Божественное могло быть в них присуще". Э. Сведенборг."Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия открылась нам в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. ... И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём". (1 Ин 4, 7-17)Итак, совершенная любовь - любовь жертвенная и самоотверженная. "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего". (Ин 15, 13-16)Бог как троица в Самоотверженности любви вечно действует, вечно творит, вечно непостоянен, и потому бесконечен. Исключительно для упрощения понимания Троичности приведу такую не аналогию, а схему, намекающую на иной угол зрения. Человек может быть 1) отцом для одного, 2) сыном для другого 3) мужем для третьей. Будучи разным для разных, он всегда один и тот же для себя и в себе (и для других - безотносительно). Здесь, конечно, одна личность, одно лицо, одно существо. У Троицы же Три Личности, Три Лица, Три Ипостаси, но существо Одно. Но Бог - Троица не только относительно, но и в Себе? Троица абсолютно Едина, не Три Бога, а Один Бог. Но Бог как Абсолют, Сущий в Себе - невозможен, а возможен как Троица в самоотверженной Любви каждой Ипостаси. Если каждая Ипостась - Первая, Вторая и Третья есть Одно и То же, то в Самоотверженности Первой является (или выражается, или рождается) Вторая, в Самоотверженности Второй - Третья, и в Самоотверженности Третьей - Первая. Для тождественности Их нужны различия, если нет различий, то нет и Ипостасей, таким образом Объективно Единое различается Субъективным различием, оставаясь Объективно Единым. Мир - это не мир вещей, а мир личностей, свободно действующих и творческих. Бог сотворил мир Сам будучи свободной творческой Личностью и в мире уже сотворил эти свободные творческие личности как Свои образы и подобия, которые своим Богосотворчеством творят мир. Но Бог-Творец не устраняется от мира, а рождается в мире и для мира Самоограничением ("Самоистощанием", Самоуничижение) Своего Абсолютного силою Самоотверженной, Жертвенной Любви. Творение мира есть первая ступень Самоограничения Божества, творение монад (то есть свободных творческих действующих личностей) - вторая ступень, и рождение в мире и для мира (Теогония и Теофания) есть третья ступень Самоограничения. Самоограничение не есть необходимость Божественного Бытия, но жертвенность Любви Божией 1) к миру, 2) к монадам, как личностям и 3) к монадам-личностям в мире. Во всех трёх случаях это любовь не к Себе, а к части Своей, ставшей "другим" (не-Я), множественному дробному Я, ставшему также "другим" (опять же не-Я), к становящемуся не-Я в части Другого Я, но становящемуся как Новое Я. То есть в этой любви, на любом этапе, нет отчуждения. "Не-Я" или "Другое-Я" или "Новое-Я" никогда не становится "Чужим Я", но только родным "тоже Я", даже если это не-Я отрицает Я и противодействует Я в своей свободной действительности. Часть Я или Я Другое или даже не-Я есть только отражение Жертвенного Самоограничения (Самоистощания, Самоуничижения, Самоотвержения) или проявление (выражение, выявление) Божественной Любви и, потому "часть-Я", "Я-Другое", "новое-Я" и "не-Я" всегда есть не просто "тоже Я", но реальное, действительное, абсолютное Я. Бог есть Любовь, а Любовь это Истина, Благо (или Добро) и Красота. Любовь сама по себе есть Истина и всякий приобщившийся Любви - истинен. Дух Божий есть Дух Любви и Сила Божия есть Сила Любви. Любовь в отношении к другому есть Благо и воспринимается другим как Добро. И Любовь ощутительная (видимая, созерцаемая, воплощённая) есть Красота. Все три проявления Любви различаются не в Себе, а при выявлении вовне Себя. Добро и Красота в Боге есть Истина, Истина и Красота в отношениях есть Добро (или Благо) и, наконец, Истина и Благо в ощущениях есть Красота. Отсюда видно, что для Любви быть Истиною и не быть Добром и Красотою есть как бы признак недостаточности, ограничивающей и нарушающей бесконечность Божества. Для Любви необходимо Благо другого и Красота восприятия, если не будет Добра и Красоты, что останется от Любви как Истины? В чём тогда Её истинность? Истинность Любви только в Другом - в Добре или в Красоте. Только воспринимая отношения как воплощение (или выражение) Добра можно познать Любовь как Истину и только ощущая воспринимаемое (видимое, созерцаемое) как Красоту можно познать Любовь как Истину. Любовь как любовь другого, и воплощение для другого есть смысл и Истина Любви. Любовь в Себе и Любовь Себя - ложь, потому она бессмысленна и невозможна. Следовательно, очевидно, что Бог как Совершенная, Истинная Любовь необходимо создал мир, но эта необходимость не была внешней (насильственной и безвыходной) Ему, как данность, но и не была необходимостью внутренней, произвольной (только определяемой Волей Божией) и самовольной (захотел и создал) или необходимостью восполнения, или переполнения (избыточности, излияния). Нет, необходимость возможна для Бога только в том случае, если она существенна, является смыслом Его Существа. Таким смыслом и такой Истиной является Любовь. Более того, Любовь - Сущность Божества, следовательно необходимость реальная - сущностная. Бог не создал мир как что-то внешнее Себе, но как часть Себя. Он воплощается (выражается, является) в мире как Истина, как Добро, как Красота и всё вместе как Любовь. Воплощаясь в мире Бог открывается Себе в вечности как Я-Другое. И если Бог в Себе как Истина есть Дух, то открываясь в мире Он облекается сначала душой, а затем и телом. Но мир есть множественность, следовательно, сотворённые Богом личности как образы и подобия Божие, также восприемлют душу и тело и становятся существами. Но смысл и цель творения есть Добро, Истина и Красота как воплощения Любви, значит, существа приобщаются Любви и Обоживаются. Этот процесс во множественности с его измерениями представляется как становление, развитие, совершенствование существ. Бог же являясь как Троица, восполняет сотворённый мир в смысле полноты Бытия не только в Себе, но и вне Себя, как Я, Ты и Он. Как Я - Дух, Истина, как Ты - Душа, Добро, как Он - Тело, Красота. Это Обоживание и есть цель и смысл мира. Но Бог пребывающий в Себе, и Бог, воплощающийся в мире - это две Ипостаси, а что же Третья? Мы выяснили, что пребывание Бога в Себе как Абсолюта противоречит понятию Бога как Триединой Совершенной Любви, более того, Бог как Абсолют без мира и вне мира невозможен, так как тогда Сущность Божества изменилась бы. Но мы также выяснили, что мир сотворён Богом и не существовал (и не мог существовать ) до t=0, то есть точки начала мира, или, точнее, мир не существовал от вечности. Предположение о существовании другого мира, также сотворённого Богом до нашего мира не удовлетворяет так как при t=0 никакого мира нет, а экстраполяция к дальнейшему анализу (отрицательное время, независимость, а значит непознаваемость миров и т.п.) не даёт положительного ответа. Возникают новые вопросы, без решения которых нельзя разрешить противоречия: вечный и бесконечный Бог и конечный во времени и пространстве мир. Какова причина множественности в мире? Единое и множество - как они согласуются? Ограничена ли множественность только нашим миром? Что, наконец, делал Бог, когда нашего мира не было? Причина мира есть идея - идея воплощённой Любви. Идея о воплощении Любви подразумевает, что должен быть не только Субъект Любви - Любящий, но и объект Любви - любимый. Тогда только возникает отношение (здесь ещё одна причина, почему невозможен Абсолют в смысле Бытия только в Себе, а именно, что любовь относительна (выражается через отношение), а в Абсолютном ничего относительного быть не может), тогда и есть воплощение или выражение Любви. Но объект Любви не может быть один, так как это свидетельствовало бы об ограниченности Божества. Любить кого-то одного, для Бога - примитивно и низменно (любовь не имеет границ). Он хочет любить всех, многих, бесконечно многих. Поэтому Он творит это бесконечное множество объектов Своей Любви, Свои создания и Свои творения. Но если объектов любви должно быть бесконечно много, то что же наш мир? Ведь он один (насколько мы знаем), и он конечен, и соответственно конечно количество личностей - объектов любви. Из всего этого следует, что наш мир не единственный, а существует бесконечное множество вечно творимых Богом миров. Вечный Бог как Бесконечная Любовь Самоотверженно и Жертвенно вечно творит бесконечное множество миров. Но взаимосвязаны ли эти миры, или они различны до степени непересечения? Что у них общего? У них Один Творец и Единый Создатель. Их идеи как проявления любви общи. Они созданы и держатся одной и той же Силой Божией - Энергией. Так как все миры творятся Единым Словом Божиим - Логосом, то в каждом Он присутствует (воплощается, рождается). Логос есть явленная Любовь, выражающая для мира и в мире Божественную Сущность. Цель и смысл каждого мира одни и те же. И тому подобное. Различия - в способах существования и соответствующих условиях бытия. Способы бытия существ различны, а так как существа множественны, то и множественны условия. Так как одни существа сотворены Богом ранее, другие позднее, одни в одном месте, другие в другом - всё это создаёт иерархический порядок. Иерархический порядок позволяет управлять всеми процессами в мире, так как на высокой степени развития воля существ в большей степени соответствует Воле Божией, а на низкой - есть достаточная автономность для свободного, ненасильственного существования. Иерархический порядок таким образом не цель (перед Богом все равны, и всех и каждого Он любит одинаково сильно), а условие бытия существ как множества. Невозможно, чтобы два были одинаковы, а если есть различия, то есть и порядок. СЛОВО О МИРЕ. Богословие. Глава 2. Здесь необходимо осознать, что если цель мира есть Обоживание, достижение Совершенства, то цель и смысл каждого существа также есть Обоживание, совершенствование. Не может быть у мира одной цели, а у населяющих его существ - другой. Следовательно, созданная тварь, как существо разумное, стремится к совершенству. Но сотворённые ранее и более усердные в этом, достигают более высоких уровней совершенства, чем сотворённые позже. Соответственно, первые будут по иерархическому порядку выше, чем вторые. Ещё раз повторю: первые не лучше и не хуже вторых - они равны. Для Бога как Бесконечного Совершенства и Сущего в Вечности нет ничего больше или меньше, раньше или позже. Понятия количества и порядка есть понятия пространственно-временного мира с его измерениями и понятия субъективного восприятия изнутри этого количества и порядка. Для Бога всё одинаково - не безразлично, а, скажем так, симпатично. Это восхождение от небытия через сотворённость к Полноте (Плероме) есть грандиозный процесс становления существ. Цель и смысл каждого существа есть достижение Полноты Бытия Божьего или полного Обоживания. Не - "будете как боги", а "Бог будет в вас и вы в Боге". Теперь об идеях. Чтобы воссуществовать как существа, монады должны сначала быть как идеи этих существ. Они есть в Боге, как в Бесконечном Источнике идей. Но чтобы воплотиться идеям необходимо индивидуализироваться, стать индивидуумами, личностями, монадами. Эти монады не могут воплотиться непосредственно, так как для воплощения им необходимы средства воплощения - душа и тело. Душа - как символ Добра, отношения, и тело - как символ Красоты, восприятия. Здесь существа трижды становятся образами и подобиями Триединого: монада, дух - символ Истины, состояние; душа - символ Добра, отношение; тело - символ Красоты, восприятия, и все вместе - символ Любви или единый образ и подобие Божие. Для самих монад, как множества, требуется мир их пребывания, но не существования пока, так как для существования как такового у них нет средств - души и тела. Если нет души, то нет отношений между монадами, нет их взаимодействия, они не существуют друг для друга. Если нет тела, нет восприятия, нет ощущения, нет и бытия друг для друга и таким образом и для себя. Сотворённая душа не может быть вместе с монадой, так как для своей монады душа существует, а для других монад её нет. Кроме того души и монады должны различаться субстанционально. Душа есть идея монады в отношении других душ, таким образом она есть выражение и воплощение монады уже в другом мире - мире душ или мире отношений. Но монада, даже облечённая душой, ещё не существует, потому что не имеет восприятия, не может быть воспринята и познана, и сама не может воспринимать и познавать, а значит не может и существовать. Для восприимчивости и восприятия монаде и душе нужно тело, тогда это триединое существо может существовать. Но для тела необходим свой мир - мир чувственных ощущений и восприятий. Итак, каждое существо имеет бытие минимум в трёх мирах и миры эти взаимосвязаны. Не может тело быть без души (нет отношений - одно восприятие) и без монады (нет идеи, нет сущности, нет существа - одна видимость). Понятие идей предполагает осмысленность существования. Смысл каждого существа, например человека есть его идея как человека, как человека такого-то пола, как человека такой-то национальности, как человека такой-то внешности, как человека такой-то культуры и так далее. У человека, таким образом, не одна общая идея, а множество относящихся к разным граням его существа идей. Есть главная идея - выразительница его индивидуальности как личности - монада, остальные - идеи относительные, как идея души как вместилища жизни. Всё, что происходит с человеком, отражается на его душе. Следовательно родившись с определённым складом души человек собой являет идею своей души. Это же не исключает возможность метемпсихоза, хотя врождённые качества характера могут свидетельствовать и о проявлении самой монады. Нужно только не забывать, что монада есть идея Бога в человеке и любые её проявления узнаются по благотворному действию. Идеи других существ, идеи всего видимого и невидимого, идеи планет, идеи Солнца и других звёзд, идеи галактик, идеи отдельных деревьев и их видов, идеи насекомых и так далее - все эти идеи должны быть обособлены и пребывать в своём мире. Далее, идеи творимого людьми как творцами своего мира, как то - идеи картин, строений (храмов, дворцов и т. п.), персонажей произведений (прообразы или синтезированные герои), идеи музыкальных творений и т. д. также должны иметь бытие прежде, чем они воплотятся материально в нашем мире в своих образах как телах. Отсюда ясно, что всё творимое (человеком в том числе) уже, собственно говоря, сотворено Богом как идея. Человек же только улавливает идею и воплощает её, таким образом творец-человек не творит сам, а помогает творить (со-творит) Богу, участвуя как проводник в Его творчестве. Это участие, сотворчество есть приобщение к Делам Божиим и, следовательно, к самому Богу. "Кто имеет уши слышать, да слышит! Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали". ( Мф 11, 15-17)Человек ничего не может создать (сотворить, произвести, построить, написать, нарисовать, изготовить и т. п.) от себя, как исключительно своё, единоличное творение. Он только может воплотить Божественную идею, часто принимая её за свою, и дать ей жизнь и возможность существования в нашем мире. ( Поэтому большие художники - в широком смысле - относятся к своим произведениям как к детям, любят их и чувствуют свою ответственность за них. Здесь, кстати ещё один нюанс: художник как творец может извратить идею и заставить её служить злу. Идея как Божественная идея, служит только добру, взывает только к добру и сама творит только добро. Извращение же идеи Божественной ведёт художника, самой воссуществовавшей идеи и воспринимающих эту извращённую идею (читателей, зрителей, слушателей и т. д.) к отвращению от Бога, а значит от добра, от истины и от красоты. Поэтому извращённая идея есть идея ложная - не соответствующая истинной идеи, злая и безобразная - как противная добру и красоте. И ответственен за это прежде всего именно сам художник - "Кому много даётся, с того много и спросится" и " кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море". (Мк 9, 42)) В воплощении Божественных идей смысл и предназначение человека как творца. И человек талантливый и тем более гениальный - это человек исключительно восприимчивый, способный воплощать идеи правдиво, благотворно и красиво, то есть так как она есть, без искажений. Алексей Константинович Толстой "Тщетно, художник..." *** Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель! Вечно носились они над землею, незримые оку. Нет, то не Фидий воздвиг олимпийского славного Зевса! Фидий ли выдумал это чело, эту львиную гриву, Ласковый, царственный взор из-под мрака бровей громоносных? Нет, то не Гёте великого Фауста создал, который, В Древнегерманской одежде, но в правде глубокой, вселенской, С образом сходен предвечным своим от слова до слова. Или Бетховен, когда находил он свой марш похоронный, Брал из себя этот ряд раздирающих сердце аккордов, Плач неутешной души над погибшей великою мыслью, Рушенье светлых миров в безнадежную бездну хаоса? Нет, эти звуки рыдали всегда в беспредельном пространстве, Он же, глухой для земли, неземные подслушал рыданья. Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков, Много чудесных в нем есть сочетаний и слова и света, Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать, Кто, уловив лишь рисунка черту, лишь созвучье, лишь слово, Целое с ним вовлекает созданье в наш мир удивленный, О, окружи себя мраком, поэт, окружися молчаньем, Будь одинок и слеп, как Гомер, и глух, как Бетховен, Слух же душевный сильней напрягай и душевное зренье, И как над пламенем грамоты тайной бесцветные строки Вдруг выступают, так выступят вдруг пред тобою картины, Выйдут из мрака всё ярче цвета, осязательней формы, Стройные слов сочетания в ясном сплетутся значенье... Ты ж в этот миг и внимай, и гляди, притаивши дыханье, И, созидая потом, мимолётное помни виденье! Октябрь 1856г.Бог сотворил мир из ничего. Но это ничто не есть отрицательное ничто (т.е. то, чего нет и чего не было и не будет и быть не может), а относительное (по отношению к миру) или положительное (по отношению к Богу) ничто, как Всё. Бог создал мир из ничего, значит, мира не было. Мир не был потенциальным, мир не был содержащимся в Боге - нигде. Поэтому, относительно мира - то, что до мира - это "ничто". Но для Бога до мира было "всё", и после мира будет "всё". И сейчас есть "всё", потому что Бог - это и есть Всё. Для Бога как Существа всемогущего и бесконечного нет различий между "ничто", "нечто" (в смысле: "что-то") и "всё", потому что это количественные признаки измерений. "Ничто" количественно можно выразить как =0; "нечто" как любое число от 0 до символа бесконечности (за исключением, разумеется, крайних - нуля и символа бесконечности.), и "всё" как символ бесконечности или бесконечная единица. Само по себе "ничто" как понятие есть отрицание бытия, поэтому для мира то, что было до мира - это ничто. Но для Бога "ничто" - нет, так как нет ничего отрицательного в Боге, а только положительное, и бесконечно-положительное. Так как Бог творит из Себя через Самоограничение (ведь нет ничего внешнего Богу, что бы ограничивало Его) по зову Жертвенной Любви, Создавая в Себе мир конечной множественности, оставаясь при этом Бесконечной Единицей (см. Флоренского П. А. "Столп и утверждение Истины" и др. работы), то тварное (мирское) ничто становится единицей конечной (определяемым числом). Из Себя как из Всего, Бог создаёт мир как из ничего, в результате мир становится конечным числом множественности. Эманация же предполагает, что до мира было нечто внешнее Богу, куда Он изливается (эманирует, от преизбытка или по другой причине) и в этом внешнем "нечто" организует мир как излившуюся часть Cебя. Но так как Бог Един и Неделим, то части Его быть не может и не может эта часть излиться из Бога вовне, то есть перестать быть частью Бога. Эти две ошибки и подрывают идею эманации в корне. Выяснив кратко, что существам (и человеку, в частности) присуща Любовь как основа личности и что смысл и предназначение существа есть Богосотворчество, необходимо найти третий составляющий онтологический элемент бытия, а именно - условие, и условие это - свобода. Богу присущи Совершенная Любовь, Творчество и Абсолютная Свобода. В Нём они слиты воедино. В тварном же существе эти элементы бытия могут быть разъединены. Итак, что же такое свобода и зачем она необходима для бытия существа? Абсолютная Свобода Бога это неограниченность, всемогущество, вездесущие, всеведение и т. п., но главное - это свобода любить. Бог может любить всех - отсюда все его бесконечные и бесконечно-степенные атрибуты. Бог любит всех - в этом Его неограниченность, всемогущество и т. д. и, главное, в этом Его свобода. СЛОВО О МИРЕ. Желаю лучше учиться, нежели учить; лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия; не знаю, что угодно Богу; святая воля Господня да будет! Св. Сергий Радонежский. Из книги Б. Зайцева: "Преподобный Сергий Радонежский. Богословие. Глава 3. Ч еловек не может любить всех. Чтобы полюбить всех - нужно всех знать, везде быть, мочь всё и т.д. Любовь человека ограничена его ограниченностью как существа конечного, и ограниченность любви есть ограниченность свободы. Но человек всё же обладает, пусть и ограниченной, свободой - он может любить: не всех, но кого хочет. Это условие доброй воли показывает зависимость свободы человека от его воли. В русском языке, например, понятия воли и свободы очень близки, если, иногда, не синонимичны. Таким образом, относительность свободы человека ограничена его же волей, то есть желанием любить всех, и степень свободы есть степень воления любить, дарить любовь. Но опять же, человек не может любить от себя, так как то, что, собственно есть основа его личности - любовь, ему же не принадлежит. Человек может раскрыть в себе эту возможность бесконечной любви и абсолютной свободы, данную ему Богом, и тогда Бог будет любить через него (человека). Человек (как и любое существо) опять же является проводником Божественной Любви и Божественной Свободы. Он может дарить этот Дар как хочет, и в этом его человеческая свобода. Стремление к свободе, но незнание её в Истине, побуждает людей искать свободу в другом. Они стремятся к власти. "Власть даст мне свободу, я буду делать, что захочу; не они мне будут указывать, а я им буду указывать". Стремление к власти есть стремление к свободе через всемогущество. Но это ощущение ложно, так как власть никогда не может быть абсолютной. Парадоксально, но чем ближе власть к абсолютной, тем зависимее властитель, тем несвободнее он. Абсолютная власть предполагает присутствие властителя везде и непосредственное руководство всем. Очевидно, что человек-властитель не вездесущ и не всемогущ. Кроме того, чтобы принимать правильные решения властитель должен быть всеведущ. Но и это невозможно для человека. Это несоответствие между необходимостью вездесущности, всемогущества и всеведения, как условий абсолютной власти и тем, что есть в действительности, ведёт к тому, что человек-властитель становится рабом своего положения. Мы знаем сколько бездарных властителей было за историю человечества и не один из них не был свободен даже по сравнению со свободой простого человека. Склонность к свободе как к вездесущию выражается в страсти к путешествиям. "Я хочу везде побывать, во всех странах. Сам всё увидеть и всё узнать. Эта иллюзия вездесущия как условие всеведения не даёт удовлетворения. Мир меняется, и где ты был вчера - уже другая страна и ты не знаешь её. "Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное Дао. Чем дальше идёшь, тем меньше познаёшь". Дао Дэ Цзин, *47.Стремясь к всеведению, человек стремится к образованию, к науке. "Хочу всё знать!" Это желание есть проявление стремления к всемогуществу, так как обладание знанием даёт ощущение власти. "Знание - сила". Желая знать всё, человек в итоге получает уверенность, что не знает ничего. Высшая человеческая мудрость: "Я знаю, что ничего не знаю", и в этом её правда. Стремление к всезнанию ведёт к агностицизму, скептицизму, нигилизму и т. п. Итак, жаждущий всезнания человек, разочаровавшись и устав, говорит себе: "нельзя познать всё; знание - иллюзия, сомнение - вот источник знания, а сомнение говорит мне, что я не знаю. Но я знаю, что я не знаю и я не знаю, что я знаю" и т. д. Рассудок в бессилии пасует или запутывается в своих же бесплодных построениях. Но он же иногда понимает, что для человека всеведение недостижимо. Но если всемогущества, всесущности и всеведения нельзя достичь, чтобы быть свободным, тогда может быть можно свободу купить? Деньги - вот символ свободы? Действительно, с помощью денег можно достичь власти, можно путешествовать, можно обучаться. Но если эти символы свободы иллюзорны в отдельности - дадут ли они реальную свободу вместе? Нет. И более того, человек попадает в зависимость ещё долее страшную - не только от власти, не только от странствий, не только от знайства, но и от денег. Зависимость от денег сильнее не потому только, что они символизируют всемогущество, но ещё и создают иллюзию блага сами по себе. Деньги перестают быть средством для других целей, но сами становятся целью. Жажда обладания, вожделения к деньгам определяется отношением к ним как к символу блага. Блага, потому что через них и с их помощью можно достичь иллюзорного благополучия, достатка, полноты. Но эта полнота ущербна. Она не заключает в себе всё. Она не даёт человеку ощущения покоя и уверенности. Более того, она рождает страх. Будучи временной и осознавая своё существование как случайность, полнота эта боится потерять всё, не имея реально ничего. И страх потери толкает человека к сохранению того, что у него есть, и что ему кажется своим. Но то, что моё (действительно своё), не может быть у меня отнято. Моё - моё всегда. То, что я считаю моим, но может быть отнято, потеряно, утрачено - это не моё, но взято мною или как дар, или насильно. То, что получено даром, даром можно и отдать, а то, что получено насильно - если и отнято, то отнято справедливо. Социализм казалось бы тоже взывает к социальной справедливости, но между ним и христианством - пропасть. Если Христос говорит: "Хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим", то коммунисты говорят: "Грабь - награбленное!" Христос взывает к доброй воле владельца имущества, к жертве как проявлению любви, коммунисты - к злой воле угнетённых, к насилию, ко греху. Монада как сущность существа, идея его личности, есть и образ Божий с дарованной Богом свободой и возможностью любви и творчества. Монада обладает потенциальной способностью любить всех. В существе любовь монады ограничена кругом общения существа, общим его кругозором. В мире всё подчинено причинно-следственным связям, то есть неразрывно связаны. Для Бога в мире всё необходимо и детерминантно. Для самого мира со свободными существами мир индетерминантен, так как иначе не могло быть свободы выбора. Но и для существ свобода выбора относится к свободе любить, собственная их свобода определяется свободной монадой. Свобода существа имеет своим основанием внемировую сущность. Таким образом, в детерминантном мире существуют (имеют бытие) индетерминантные существа. Способность свободно любить предполагает, что существо может любить в зависимости от своего желания (симпатия). В этом его свобода воли. От направленности любви зависит - какова эта воля. Если любовь вся направлена вовне, то воля познаётся как безусловно добрая, если же любовь вся направлена к себе, то воля безусловно злая. Здесь причина происхождения зла. Свобода любви не может быть ограничена. В воле существа направить любовь, и в его же воле возможность выбора - стать добрым или злым. Но нет существа абсолютно злого, потому что даже если существо любит только себя и творит только во имя своё, сущность его как сотворённая Богом, остаётся образом Божиим, то есть обладает способностью любить, творить и быть свободной. Любовь себя (эгоизм) есть самозамкнутость, всецело любящий себя как бы покрыт оболочкой отчуждения, есть "я" и нет больше ничего. Всё, что не "я", должно стать "я", иначе его не должно быть. В противоположность Богу такое существо губит жизнь вокруг себя, разрушает, вносит рознь и вражду. Итак, такое существо обладает злой волей, противится Воле Божией (противник, сатана). Если воля существа не соответствует воле Божией, то существо это становится несвободно, творчество его ущербно, результаты творчества безобразны и уродливы, деятельность определяется ненавистью, а отношения злобой. Таким образом, любое зло есть несоответствие Воле Божией и своей же сущности, которая есть любовь. И как следствие, ложь и безобразие как сопутствующие злу неотъемлемые его составляющие части. Так как зло возникает в отношениях (добро и зло есть категории отношений и находятся в ведении души) как результат изменения направленности любви существа извне вовнутрь, к себе, к своему "я", то и зло не может быть абсолютным, вечным и бесконечным. Для Бога все равны, любит Он всех одинаково и степени больше-меньше для него нет, поэтому зло для Бога есть относительный недостаток, несовершенство, грех. Личное переживание греха, ощущение греха - страдание. Бог не породил зло (иначе Он не был бы Богом) и не допускает зла в мире (иначе Он был бы соучастником зла), но пока мир несовершенен - он греховен. Становление мира есть избавление от грехов мира, уход от зла путём добра, истины и красоты. Творя с любовью и свободно, существа способствуют становлению мира, а это и есть Богосотворчество. Бог открывается миру (Теофания) и рождается для мира (Теогония), и у каждого существа Божественная сущность, мир есть творение и всё, что в мире - тварное. Поэтому совокупность тварного как целого, но не Обоженного называется Софией тварной. Как идея мира в целом, или как идея же Софии тварной является София Божественная, объемлющая собой мир идей в их совокупности. София таким образом является связующим звеном и согласующим элементом между существами и Богом. В то же время идея Софии как мира в целом есть выражение Божественной Ипостаси, но не Бога-Сына, Логоса, и не Бога-Отца, Творца, а Третьей Ипостаси Бога. Третья Ипостась, воплощаясь как Красота, ощутительно воспринимается в мире чувственных отношений. Красота таким образом есть выражение общего в частном, или Единого во многом. Выражение и воплощение Единого во многом как Красота в отношениях есть Добро, а Красота в Себе или Сама по Себе есть Истина. Мир прекрасен Софийной красотой, а Она - Красота Божья. Через Софию мир познаёт Бога в красоте. София - выражение Женственности в мире как проявленной Красоты. Третья Ипостась Бога - Вечная Женственность является существам не только как красота мира и красота в мире, но и как полярность мира. Полярность не в смысле добра и зла, которые собственно не полярны, так как зло имеет тварную природу, а в смысле полярности изначальной, Божественной. Выражается эта полярность в противозначности мужского и женского, в полярности электричества и магнетизма, во всемирном тяготении и т. п. Подробнее см. главу третью - "Женственность" книги шестой "Розы мира" Д. Л. Андреева. Было бы нелепо и кощунственно думать, что различие полов есть результат падения мира, а не его изначальная сущность. "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их". Быт 1,27 Вечная Женственность через Самоограничение даёт в Себе место миру, создавая его как протяжённость во времени и пространстве и является таким образом Матерью всего сущего в мире. Она же выражаясь в мире как София или Звента-Свентана, становится (в смысле становления) Телом мира как чувственно воспринимаемой Красотой. В союзе с Духом Святым Вечная Женственность творит мир, воплощаясь в нём посредством Логоса - Бога-Сына. Вообще, Единый Бог воплощаясь и выражаясь в мире, являясь как Троица, действуя как Троица, остаётся Единым и различение действия Его Ипостасей упрощает понимание, однако это различение относительно. В то же время действуя по-разному относительно мира Бог является Троичным и смешение действий разных Ипостасей может привести к ложным выводам. Мы говорим: "Бог один" - и это истина. Мы говорим: "Бог - Троица" - и это тоже истина. Для рассудка это антиномия, неразрешимая логически, но не для разума. Разум - свойство живого, и Живой Бог вмещается (постигается, познаётся) разумом. Поэтому Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова это Живой Бог, а Бог "учёных и философов" или Бог "книжников и фарисеев" это Бог как вещь, неподвластная рассудку. Сотворив мир, Бог не удалился от мира, но пестует его как ребенка. Бог не Часовщик и не Инженер, спроектировавший и собравший механизм, а любящий и заботливый Родитель, не на мгновение не оставляющий Своё творение. Более того, Силою Своею продолжающий творить эти мгновения для всех существ мира и поддерживать в них жизнь. Дизайн © SE Design Group 2004. Создание сайтов: sedesign.narod.ru Обращайтесь! E-mail: sedesign@narod.ru Автор, владелец, поддержка, обновление © seworld.narod.ru E-mail: seworld@narod.ru